Медицинское обслуживание в МБДОУ детском саду № 3 производится по Лицензии на осуществление медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций""
Задачами медицинского обслуживания в детском саду являются:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
- получение объективной информации о физическом состоянии и здоровье воспитанников;
- анализ физического, нервно-психического развития и здоровья воспитанников для планирования профилактических и оздоровительных мероприятий;
- осуществление эффективной организационно-медицинской работы в детском саду, своевременное внесение соответствующих корректив в медицинское обслуживание воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- проведение консультативно-просветительской работы с работниками детского сада и семьями воспитанников по вопросам физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста.
***********
|
||
План оздоровительных мероприятий на 2019-2020 учебный год | ||
Азбука здоровья для родителей |
Первостепенная задача МБДОУ детского сада № 3 – охрана и укрепление здоровья, воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни.
Для этого организовывается разносторонняя интегрированная деятельность, направленная на сохранение здоровья детей, реализуется комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Реализация данного направления обеспечивается:
- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников;
- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
- созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в МБДОУ;
- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
Планомерное сохранение и укрепление здоровья развивается по нескольким направлениям:
- лечебно – профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.)
- обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия)
- оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайщего развития и т.п.)
- формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знание о здоровье, умение сберегать, поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного отношения к здоровью и жизни).
В образовательном учреждении строго соблюдаются правила и меры безопасности жизни и здоровья детей. Здоровье детей в МБДОУ не должно подвергаться опасности, это контролируют воспитатели, медицинский работник, заведующий. Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей. Систематически проводятся технические осмотры помещения, соблюдаются правила пожарной безопасности. В групповых комнатах не должно быть кипятка, лекарства, спичек, колющих, режущих предметов.
Все продукты, употребляемые детьми в пищу, приготовлены с соблюдением санитарных правил.
В целях охраны здоровья детей в ДОУ, приводятся в порядок участки, на которых гуляют дети. Все игровое и физкультурное оборудование находится в исправности. В зимний период здание и постройки очищаются от снега, сосулек, вовремя гололеда дорожки посыпаются песком.
Охрана здоровья детей в МБДОУ детский сад № 3 – задача очень важная и ответственная.
О наличии заболеваний у детей воспитатели сразу же сообщают старшей медицинской сестре. Помещения, в которых находятся дети, ежедневно убираются и проветриваются.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.
Поэтому так важно нам - педагогам и вам – родителям именно на этом этапе дошкольного детства сформировать базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Формирование здорового образа жизни начинается уже у нас в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является еженедельная организованная образовательная деятельность, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня, взаимодействие с семьями воспитанников.
Целью оздоровительной работы в МБДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому так важно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, - к ценностям здорового образа жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни:
- Рациональный режим
- Правильное питание
- Рациональная двигательная активность
- Закаливание организма
- Сохранение стабильного психоэмоционального состояния
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие. Поэтому наши педагоги обращают внимание родителей на соблюдение режима детского сада и дома.
При проведении режимных процессов МБДОУ придерживается следующих правил:
- Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в питании, во сне, прогулке и др.)
- Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
- Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
- Формирование культурно-гигиенических навыков.
- Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
- Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Рациональный режим – он стабильный, и вместе с тем, динамичный для постоянного обеспечения адаптации ребенка к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Поэтому у нас идет учет индивидуальных особенностей детей, например постепенный подъем после дневного сна.
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
- Обеспечение баланса
- Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
- Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей.
Основными условиями формирования двигательной активности являются:
- Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий
- Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
- Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
- Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный. Для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.
В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.
Закаливание – еще один компонент здоровья, способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способствует развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: тепло, холод, атмосферное давление.
Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, особенно к простудным. Специальные виды закаливания, как правило, не применяются в детском саду.
Специалисты отмечают, что психическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается.
Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.
Условия, обеспечивающие психическое здоровье дошкольника:
- гуманное отношение к детям
- индивидуальный подход с учетом их личных особенностей,
- психологический комфорт,
- интересная и содержательная жизнь в детском саду.