В самом центре Кировской области, на живописном берегу слияния двух рек Вятки и Чепцы, в молодом городе химиков Кирово-Чепецке действует МБДОУ детский сад № 3 для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Дошкольное образовательное учреждение с группами компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением коррекции отклонений интеллектуального развития воспитанников открылось в мае 1981 года по инициативе администрации и ОЗК профсоюза Кирово – Чепецкого химического комбината
Наше дошкольное учреждение – это 60 дошколят от 1,6 до 7 лет, 35 сотрудников, влюбленных в свое дело. Их объединяет одно общее желание: понять ребенка, максимально развить его способности, помочь родителям стать партнерами по воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью.
В учреждение принимаются дети от 1 года 6 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья, имеющие недостатки в физическом и психическом развитии, с согласия родителей (законных представителей) при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
Списочный состав – 60 воспитанников.
Наполняемость групп: до 3 лет – 6 детей; с 3 – 7 лет – 10 детей.
В детском саду реализуются 2 ступени образования: раннее детство, дошкольное детство. В соответствии с этим в настоящее время функционирует 6 групп.
Весь педагогический процесс в МБДОУ регулируется Программой развития, Адаптированной основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
Содержание образования определяется программами коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. При построении воспитательно-образовательного процесса педагоги руководствуются требованиями федерального государственного образовательного стандарта и комплексными, коррекционными, парциальными программами.
Все представленные программы обеспечивают охрану и укрепление физического и психического здоровья, развитие личности дошкольника с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Основными целями деятельности детского сада являются создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных качеств.
Основой реализации Образовательной программы является динамичная, многофункциональная предметно-развивающая среда детства, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности, которая ежегодно совершенствуется.
МБДОУ работает в режиме развития, который характеризуется определённым подходом к:
- объекту управления (образовательный процесс);
- содержанию образования;
- образовательным технологиям, программам;
- нормативно-правовому обеспечению;
- кадровому обеспечению;
- материально-технической базе;
- управлению ДОУ
Для достижения высокого уровня коррекции, компенсации нарушения и реабилитации детей с нарушением интеллекта необходимо правильно спланировать и спрогнозировать работу учреждения.
Созданная в МБДОУ структура управления обеспечивает достижения этой цели.
Создана четко продуманная и гибкая структура управления в соответствии с целями и содержанием работы учреждения, направленными на разумное использование самоценностного периода дошкольного детства для подготовки ребенка с интеллектуальной недостаточностью к продолжению обучения в школе и самостоятельной жизни.
В учреждении трехуровневая линейно-функциональная структура управления.
В организационной среде выделены пять блоков: методический, медицинский, коррекционно-развивающий, экономический, административно-хозяйственный. Каждый из блоков представлен своей службой.
Методический блок МБДОУ представлен методической службой, основными направлениями деятельности которой является:
- Создание условий для социально-нравственного, познавательного, эстетического развития детей с нарушением интеллекта, формирование и развитие у них основных видов деятельности, характерных для дошкольного возраста.
- Качественное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми.
- Создание благоприятных социально-психологических условий для развития ребёнка.
Медицинский блок представлен оздоровительно-профилактической службой.
Основные направления деятельности данной службы:
- Включение здоровье сберегающих технологий в педагогический процесс.
- Профилактика заболеваемости.
- Медико-социальное сопровождение дошкольников.
Коррекционно-развивающий блок представляет психолого-коррекционно-реабилитационная служба, основными задачами которой является:
- Анализ результатов психолого-педагогического мониторинга.
- Разработка программ индивидуального развития ребёнка и их корректировка.
- Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников.
- Организация работы по преемственности детского сада и школ города.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми курировалась НИИ дефектологии АПН СССР. Педагоги неоднократно участвовали в работе Всесоюзных педагогических чтений в городе Москве. На базе дошкольного учреждения проводились Всероссийские курсы для воспитателей специализированных учреждений под руководством О.П.Гаврилушкиной. Педагогический коллектив активно работает над поиском инновационных педагогических технологий и успешно применяет их в практике своей работы с детьми. Педагоги представляли опыт работы на II Всероссийских Педагогических чтениях по коррекционной педагогике в городе Москве в 2007 году; на I и II областных педагогических чтениях Народного учителя СССР З.А.Субботиной «Педагогика творчества: история, традиции и современность» (2009, 2010г.); на областной научно-практической конференции «Пути повышения качества образования»; на курсах повышения квалификации в Кировском институте развития образования (ИРО). Читали лекции на кафедре коррекционной педагогики при ИРО. Участвовали в КМО в г. Кирове, г. Советске, г. Слободском. Принимали активное участие в городских и методических объединениях педагогов города Кирово-Чепецка.
Педагоги и воспитанники являются лауреатами и победителями разноуровневых конкурсов: городские конкурсы «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям», «Кирово-Чепецк – спортивный», «Новогодний Кирово-Чепецк», «Музыкальная капель», «Развивающая игра», «Песочный дворик», «Творческая игра», городской и областной конкурсы «Зеленый огонек», первый открытый фестиваль-конкурс Российского Детского Фонда детского творчества «Солнечный лучик» и многих других.
Перспективу развития дошкольного учреждения педагогический коллектив видит в оптимизации условий для организации обучения, чтобы самый неумелый и неуверенный в себе ребенок познал успех. Величина этого успеха не имеет значения. И пусть нельзя всех дотянуть до одинакового уровня, но надо дать возможность каждому в меру сил и способностей идти от уровня к уровню, так чтобы каждый день, час ощущался ребенком шагом вперед.